22 октября/4 ноября Православная Церковь прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну в тяжкую годину Смутного времени. Но более всего в этот день чтут «Заступницу усердную рода христианского» — Казанскую икону Божией Матери, незримую покровительницу русских людей в час испытаний.
«Никогда Россия не была в столь бедственном положении, — отмечал известный русский писатель начала XIX в. Михаил Загоскин в своем романе «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», — как в начале XVII столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие — все угрожало неизбежной погибелью земле Русской».
27 августа 1610 года по наущению бояр Москва присягнула польскому королевичу Владиславу целованием креста, а уже в сентябре польская армия ночью вошла в русскую столицу . На улицах Москвы начались столкновения москвичей с иноверцами, которые вели себя в городе, как новые хозяева.
Патриарх Гермоген отказался благословить Владислава и в грамотах призвал народ к освобождению Москвы, чтобы изгнать иноземцев и избрать русского царя.
Выход из смуты был чудесен и непредсказуем заранее. Народ организовался, воодушевился и, построившись в полки пошел освобождать Белокаменную – Дом Пресвятой Богородицы. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска.
Пламенный призыв Минина: «Станем за святую Русь, за Дом Пречистой Богородицы! Продадим жен и детей, но освободим Отечество!» — нашел отклик не только у нижегородцев.Вскоре свои рати и казну прислали Коломна, Рязань, Казань и другие русские города. Второе народное ополчение, составившееся, по словам летописца, из «последних людей от земли», возглавил 35-летний князь Дмитрий Михайлович Пожарский, участник Первого русского ополчения. Минин заведовал казной (кстати, Минин — не фамилия, а отчество Кузьмы Минича Сухорука: простолюдины не имели фамилии, и Минин — значит «Минич», «Минин сын»). Духовным руководителем ополчения стал митрополит Кирилл Ростовский.
20 августа 1612 г. русские войска подошли к Москве. Осада Китай-города продолжалась два месяца. Русские теряли уверенность в своих силах, надежды на освобождение Москвы становилось все меньше. Казалось, что дух русского воинства сломлен. В столь горестном положении обратились русские люди к Царице Небесной: отслужили торжественный молебен перед Ее чудотворным Казанским образом и наложили на себя строгий трехдневный пост. Князь Пожарский дал тогда обет: в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом.
И небесная помощь не замедлила явиться. Греческому архиепископу Арсению Елассонскому, которого поляки удерживали в плену в Кремле, явился преподобный Сергий Радонежский и предрек: «Предстательством Богоматери суд об Отечестве нашем преложен на милость — завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия спасена».
Эта невероятно-радостная весть проникла в ряды ополченцев. Их сердца преисполнились таким мужеством, что на следующий день, 22 октября (4 ноября по новому стилю), русские устремились на поляков — Китай-город был взят! А еще через три дня поляки, потерявшие всякую надежду удержать Кремль, сами сдали его русским...
Благодарность русских людей к Заступнице Небесной зафиксирована в летописи: «Иконою Казанскою Пресвятой Богородицы 22 октября была первовзята круглая башня Китай-города».
Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.
Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.
|